www.paladiny.ru
Регистрация
Забыли пароль?

запомнить
Новости | Структура Ордена | Устав Ордена | Перекрестки миров | Форум | Фотогалерея БК  |  Dwar  |  Magic  |  RIOT   








Игроки Турниры Кланы
Клиент игры Rambler-Клиент Браузерная версия Магазин Magic Тви-вестник







Развлечения: ГрафоманЪ Форум: Форум Magic

ГрафоманЪ | Поэзия | Юмор | Интервью | Статьи | Мнение | Мультфильмы | ВЦ-шоу | Конкурсы | MusicBox | Рукописи

ГрафоманЪ: Бард и менестрель
Дата: 21.02.2006 19:13
Автор: , добавлено:



- Менестрель! Я ещё не слышал сегодня твоих песен. – Голос главы клана разбивает хрустальную вязь мечтаний о дальних странствиях, коим я предаюсь с самого начала пира.

Всё как всегда – ни один вечер не обходится без того, чтобы меня не попросили спеть. Предводителю нравятся мои песни – и если он сам молчит, то кто-нибудь из его соратников, желая порадовать главу, непременно выкрикнет моё имя. Да погромче – чтобы глава заметил.

Порой мне это кажется смешным и жалким – когда я вдруг забываю, что и сам готов петь до хрипоты ради благосклонности того, кто сидит на троне. Таков наш мир – лучше быть с сильными, если не хочешь прозябать в нищете.

И потому я ловко скрываю недовольство, родившееся в душе из-за прерванных грёз – на моём лице должна быть улыбка.

А душа… душа может плакать, если ей того хочется. Этого никто не увидит.

Лёгкий полупоклон, – я любимый менестрель главы, имею право не падать ниц – и вот уже лютня в моих руках, пальцы ложатся на струны.

- Какую песню хотел бы ты услышать, о повелитель?

- Спой о победе, менестрель.

Я улыбаюсь, ибо ждал именно этого ответа.

И под сводами пиршественного зала рождаются первые звуки торжественной песни, прославляющей подвиги нашего предводителя.

Аккорд за аккордом, строфа за строфой – раз за разом одно и тоже. Мне даже кажется, что время поймало меня в какую-то ловушку – все вечера слились в один, и не отпускают меня, заставляя ходить по кругу.

Я пою, не сводя глаз с главы – так положено – и потому вижу, как к нему подходит один из его самых старых друзей и соратников. Он что-то шепчет повелителю на ухо. А потом они оба смотрят на меня, и на их лицах появляются странные улыбки.

И мне вдруг становится тревожно. Я не знаю, почему.

Проступки? За мной нет ничего, что опорочило бы меня в глазах предводителя, и потому нет причин ждать его гнева.

Навет старых врагов? Был один – менестрель, чьё место я занял. Но люди говорят – он спился и сейчас с трудом может вспомнить своё имя.

И всё же тревога обвивает своими щупальцами мою душу. Я почему-то уверен – впереди меня ждёт что-то очень важное. Пока не знаю, плохое или хорошее. Но уже в этот миг не сомневаюсь – жизнь моя изменится.

Такое порой бывает со мной. И ошибаться мне ещё не приходилось.

Однако я продолжаю петь, словно ничего не заметив – не могу оборвать песню, не могу позволить себе сбиться.

И вот стихают последние отголоски мелодии. Снова лёгкий полупоклон повелителю – я жду его слова. Взяться ли мне вновь за струны, или пока достаточно и этого? Всё, как всегда.

Глава вновь улыбается.

- У тебя появился соперник, менестрель. – Он смотрит на меня, не отводя взгляда.

А я, забыв на миг обо всех правилах приличия, не опускаю глаз. Я замер, и ничего не могу с собой поделать. Соперник?! Кто?!

Слышу за спиной тихий ропот. Соратники предводителя в недоумении – почему ещё не наказан дерзкий менестрель за наглость свою?

Но тот, кто сидит на троне, не гневается. И я вдруг понимаю – он доволен. Он наслаждается моей растерянностью.

- Сейчас его приведут, менестрель. И начнётся состязание. Мы же станем судьями вам. А пока сядь, отдохни.

Я с трудом заставляю своё задеревеневшее тело сойти с места. И, кое-как добравшись до стула, падаю на него.

В голове моей – хаос первозданный.

Соперник…

И я понимаю, что боюсь. Боюсь потерять всё, что у меня есть. Боюсь повторить путь своего предшественника. Боюсь оказаться на обочине жизни и снова искать в себе силы, чтобы лезть наверх.

Нет, неправильно. Я не боюсь. Я в ужасе.

Ибо за годы безмятежной жизни разленился, обмяк. Утратил ту хватку, тот напор, что были моими помощниками когда-то. И то, что телом я ещё молод, ничего не значит – моей душе хватает сил лишь на пустые грёзы о дальних странствиях. На которые я, скорее всего, никогда не решусь – сама мысль о лишениях и тяготах этого пути страшит меня.

Я знаю – надо преодолеть страх. Надо взять душу в кулак. Иначе – пропаду.

И я начинаю борьбу с самим собой. Вспоминаю дни, когда сражался с тем самым менестрелем за благосклонность повелителя. Вспоминаю, как пел в этом же самом зале.

Перед моим взором снова оживают картины из прошлого.

Восхищение в глазах соратников главы клана.

В его глазах.

Слово предводителя – «Отныне ты – мой менестрель. Да будет так».

Боль и страх во взгляде побеждённого…

Силы начинают возвращаться ко мне. Потихоньку, тонким ручейком – но я рад и этому.

Стиснув зубы, даю себе клятву – не сдамся. Одним махом опорожняю кубок, наполненный до самых краёв вином. Вкуса прекрасного напитка не чувствую.

Опускаю руку – и вижу его. Соперника. Менестреля.

Он стоит на моём месте – посередине зала. Одет просто. Но держится свободно. Смотрит в глаза повелителя, и словно не замечает всё того же возмущённого ропота за своей спиной, не видит гневных взглядов, что кидают на него сидящие рядом с главой воины.

Я доволен – это нахальство мне на руку.

- Приветствую тебя, менестрель. Из каких краёв ты пришёл к нам? – Голос властелина спокоен. И мне становится ясно – он пока что и не думает сердиться. Ему интересно.

- Приветствую тебя, глава клана. – Чужак всего лишь на миг опускает голову. – Путь мой лежал из Столицы. Но я не менестрель. Я бард.

Глаза сидящих в зале широко открываются – вместе со ртами. Тишина окутывает нас. Мы все поражены – он осмелился возражать предводителю! Да ещё так грубо! И мы ждём расправы над наглецом – немедленной и беспощадной.

Но глава сидит и смотрит на барда. Только смотрит. Молча. А потом обводит взглядом зал. И усмехается, поняв, о чём мы сейчас думаем.

- Что же, пусть будет бард. Но я хочу, чтобы ты объяснил мне – чем звание менестреля неприятно тебе?

- Приязнь или неприязнь тут ни при чём, глава клана. Я странник, и не привык подолгу оставаться на одном месте, услаждая своим пением слух сильных мира сего – подобно ему, – и незнакомец указывает рукой на меня, – Лишь несколько дней провожу я в каждом городе или деревне – а затем дорога вновь зовёт меня за собой. Потому зовусь бардом.

Тут на лице барда появляется усмешка – и я с удивлением вижу в ней лёгкую печаль.

- Да и не каждому властителю по сердцу мои песни, глава клана…

Мой повелитель откидывается на спинку своего трона. Я внимательно смотрю на него – и ликование наполняет мою душу. Мне уже ясно – бояться нечего. Я останусь менестрелем.

Но всё же червь сомнения ещё гложет мою душу – слишком странно ведёт себя сегодня глава клана. Он не гневается на барда. Хотя я не раз был свидетелем того, как жестокая кара настигала людей, дерзнувших перечить властелину.

И вдруг озарение снисходит на меня - предводитель развлекается. Однообразные пиры с бесчисленными восхвалениями наскучили ему. Поэтому бард будет жить – пока не надоест нашему властителю.

- Ты говоришь, не каждому из нас по сердцу твои песни? – Глава нарушает молчание. – Это интересно. Мне сказали, ты пел на площади для простолюдинов – и они хвалили тебя. Я хочу услышать, как ты поёшь. Кто знает, может, и мне понравится твоё пение, бард. Хоть ты и говоришь, что не привык услаждать слух сильных мира сего. Но прежде пусть споёт мой менестрель. И лучшего из вас я щедро вознагражу.

Я встаю, беру в руки лютню. И ощущаю, как внутри меня разливается радость – страх растаял без следа, я вновь готов петь. А обещание награды придаёт мне новые силы.

Выхожу в центр зала, становлюсь рядом с бардом – и уже знаю, какую песню спою. Её я считаю лучшей из всех, созданных мною.

Взлетает ввысь мелодия, и вторит ей мой голос, сплетаясь воедино с музыкой.

Я закрываю глаза, и вижу то, о чём пою.

Стяги, гордо реющие над строем рыцарей, закованных в латы; клинки, сияющие на солнце; развевающиеся от ветра волосы на непокрытой голове предводителя – он не боится смерти, ибо та сама бежит от него прочь. А чуть поодаль застыла вражеская армия – грозная, могучая, но обречённая на поражение.

И начинается битва. Яростно сражаются рыцари главы клана против нечестивцев и прочего сброда – наших противников. Мой повелитель на острие атаки – разит без промаха, ибо правда на его стороне.

Настаёт миг победы – враги обращены в бегство или убиты. Пленным дарована жизнь – мы милостивы.

Я замолкаю и бессильно опускаю руки, чувствуя себя пустым сосудом – так, как сейчас, я не пел уже очень давно. А может, не пел никогда.

Грохот хлопков в ладоши обрушивается на меня. Все сидящие в зале, как один, встали и благодарят меня. А юный паж повелителя подносит мне кубок со стола главы.

Я кланяюсь. Я счастлив. Кидаю снисходительный взор на барда – что ты сможешь противопоставить мне, певец простолюдинов?

И торжествующая улыбка застывает на моём лице. Ибо я вижу в глазах соперника печаль и жалость. Он жалеет меня!

Растерянность овладевает мной. Почему бард так странно смотрит на меня? И тут же в душе рождается гнев – пусть лучше себя оплакивает! Ведь его скоро освищут – кому интересны незатейливые песенки для черни!

Я презрительно улыбаюсь в ответ, разворачиваюсь, и возвращаюсь на своё место. Предвкушая награду от повелителя, жду, когда же начнёт петь этот сумасшедший.

- Твоя очередь, бард. Покажи нам, на что ты способен. – Глава улыбается ему – но улыбка холодна. И это – хороший знак.

Соперник кивает головой. И, не говоря больше ни слова, прикасается к струнам своей лютни.

Тихий перезвон плывёт по залу. В нём слышится какая-то странная робость – и вместе с тем затаённая сила, с которой мало что может сравниться. Словно только-только начавшаяся весенняя капель – она почти ещё незаметна и в любой миг может исчезнуть, стоит лишь солнцу скрыться за тучами. Но каждый знает – это глас весны, пред которой бессильны пусть даже самые жестокие зимние морозы.

Я вдруг понимаю – мелодия уже подчиняет меня себе, помимо моей воли. Пытаюсь избавиться от наваждения – но тут бард размыкает губы, и начинает петь.

Он поёт о том, как прекрасна звёздная ночь. О том, как искры небесного света ложатся в ладонь – стоит лишь запрокинуть голову, поднять руки, и замереть ненадолго, сумев раствориться в бархатной тьме.

Бард поёт – и я ощущаю, как тает с каждым мигом желание освободиться от власти его музыки.

Песня говорит – остановись в своём беге, смертный. Оглянись по сторонам – ведь в спешке этой ты не видишь, сколь прекрасен мир. Ты – часть души его, дитя его. Остановись, зачерпни из ночного озера звёздный свет – познай мудрость сущего.

Мелодия уводит меня всё дальше от пиршественного зала – и я радостно иду за ней, моля лишь об одном: чтобы она не прервалась. Мне навстречу распахивает мягкими крыльями свои объятья ночь, и звёздный хоровод уносит меня ввысь – прочь от земли. Я чувствую, как прерывается моё дыхание, как всё реже бьётся сердце, подчиняясь небесной музыке – но не пугаюсь этого. Я знаю – пока звучит песня, смерть будет обходить меня стороной…

Но мелодия уже стихает – нет ничего вечного в нашем мире, кроме, быть может, его самого да небесных светил.

И я возвращаюсь в пиршественную залу. Смотрю на барда, стоящего в центре, перевожу взгляд на сидящих рядом со мной. Слегка удивляюсь – неужели я сейчас выгляжу так же, как они? И понимаю – да, так же. Волшебное странствие совершил, наверное, каждый из нас. И глава тоже.

На краткий миг вспоминаю о награде – равнодушно, без прежнего вожделения. Пусть предводитель отдаст её барду – я уже получил своё сполна от песни.

- Это красивая песня. – Голос повелителя тих и задумчив. – Очень красивая. Ты напомнил мне о… Впрочем, неважно. Теперь я понимаю, почему тебя так любит народ. А какие ещё песни ты знаешь, бард?

Мой недавний соперник смотрит на сидящего на троне. А его пальцы нежно, едва касаясь, скользят по лютне – словно благодарят её за только что родившуюся для нас сказку.

- Много песен, глава клана. О радости и боли, о жизни и живущих, о пути и цели… О войне.

- О войне? – Властелин подаётся вперёд, впивается взглядом в барда. – Спой мне о войне, бард. Я хочу услышать эту песню.

- Боюсь, она не понравится тебе, глава клана. – На лице барда появляется печальная улыбка. – Я пою не так, как твой менестрель. Я пою не о победе.

- Спой, бард. И, - тут предводитель встаёт с трона, - да будет мне в том порукой моя честь: даже если гнев вызовет твоя песня, не падёт он на тебя!

Изумлённый шёпот мечется меж стенами зала – мы стали свидетелями воистину редкого события!

- Как пожелаешь, глава клана. – Бард опускает голову в знак согласия.

И снова оживает под его чуткими и умелыми пальцами лютня. Но на сей раз мелодия, рождённая ею, звучит иначе – словно острые иглы впиваются в сердце, пронзают душу.

Тихий голос барда вплетается в музыку. Он поёт о воинах, павших на полях сражений. О тех, кому уже не суждено вкусить радости жизни. О том, что им уже всё равно, кто победил – ибо они проиграли, обильно оросив землю своей кровью.

Бард поёт о жестокости и бессмысленности войн – потому как победитель в них только один. И это – смерть, раз за разом собирающая щедрую дань с неразумных, поднявших оружие друг на друга.

В моей душе эта песня отзывается глухим погребальным звоном. По щеке скатывается слеза – но мне почему-то не стыдно за себя. Я знаю – так и должно быть. Так правильно.

А бард поёт.

О том, что лишь глупцы смывают обиды кровью – ибо порождают тем самым ещё большее зло. На место павших встанут их дети и друзья – и снова закружится в кровавом танце сталь, с упоением отнимая жизнь. Порочен сей круг, и торжествующе смеётся смерть, раз за разом понуждая своих рабов уничтожать всё вокруг себя.

О том, что мир живёт созиданием, и немыслимую боль причиняют ему люди, разрушающие красоту в угоду мести или корысти.

О том, что даже те, кто победил, убив врага – всё равно мертвы. Ибо, отнимая жизнь, они калечат свои души, лишая себя силы созидать. И чем дальше уходит человек по пути войны, тем черствее становится он, и вскоре настанет миг, когда не сможет рыцарь увидеть ничего, кроме крови и смерти. И вся красота мира пропадёт для него, ставшего живым мертвецом, одержимым жаждой разрушения.

Я вижу то, о чём поёт бард. Весенний день, распускающиеся почки, первые цветы, поворачивающие свои венчики навстречу солнцу. И закованные в сталь ноги воинов, равнодушно топчущие это великолепие жизни. Кровь на зелёной траве. Влага жизни искрится под солнечными лучами – так празднично и так страшно.

Слышу шелест листвы, пение птиц, радующихся ясному дню – и стоны умирающих, бульканье и хрипы, вырывающиеся из рассеченных глоток вместе с кровавой пеной.

Песня обрывается резким аккордом – я вижу барда, прижавшего руки к струнам. С трудом глотаю воздух – он режет горло, и мне кажется, что вот-вот на стол хлынет поток крови. Словно это меня убили в сражении.

На пол с грохотом падает кубок.

Глава встаёт с трона.

Смотрит на барда.

Молча.

Не отрывая взгляда.

Его лицо – белее снега.

Морщины и шрамы – чёрная паутина.

Глаза – холодное пламя.

А бард – улыбается.

И я понимаю – он знал. Он всё это знал заранее. И всё равно – пел.

Мне становится страшно. Впервые в жизни – не за себя. За него. Я знаю – сейчас глава нарушит свою клятву. Ему нанесли оскорбление – и его надо смыть. Кровью.

- Я. Поклялся. Что гнев мой. Не падёт на тебя. – Слова падают в полной тишине, словно глыбы, сорвавшиеся с горных круч в глубокое ущелье. – Я сдержу своё слово. Ты можешь уйти из города. Сейчас. Но не дерзай испытывать. Моё терпение. Если ты исполнишь. Хотя бы ещё одну песню. В черте моего города. Смерть настигнет тебя. В тот же миг.

А бард – улыбается.

- Благодарю тебя, глава клана, за достойный приём и верность слову своему. – Он что, издевается над повелителем?! Да нет, не может быть, не такой это человек. – Я ухожу. Да не покинет тебя удача до конца дней твоих.

Снова склоняется голова в знак прощания – и бард, развернувшись, делает первые шаги к выходу.

- Мой повелитель! Позволь мне… - О, Ангелы! Что я делаю?! Должно быть, я сошёл с ума!.. Нет, всё правильно. Так и только так. – Позволь мне проводить барда до городских ворот… И… и проследить, чтобы исполнен был твой наказ в точности. – Последние слова произношу почти шёпотом – моё лицо горит от стыда за эту ложь. Не перед главой – перед бардом неловко.

- Иди, менестрель. – Предводитель усмехается. – Но не медли с возвращением. Я желаю, чтобы ты мне сегодня пел до глубокой ночи.

Я торопливо склоняюсь перед ним – и чуть ли не бегом отправляюсь догонять барда.

А он – ждёт. Прямо за дверьми зала. Ждёт меня.

- Я надеялся, что ты поступишь так, менестрель. Пойдём.

И мы идём. По коридорам и лестницам, через небольшие залы. Молча. Каждый из нас понимает – сейчас ещё не время для слов.

И вот за нами закрываются ворота замка. Впереди лежит город. Его неумолчный шум обрушивается на меня – но я даже рад этому.

Свежий вечерний ветерок невидимыми губами целует мои щёки, остужая их.

Мы сворачиваем в первый же переулок – он как раз ведёт к выходу из города.

- Тебе многое дано, менестрель. – Бард кидает на меня внимательный взгляд. – Но ты пренебрегаешь своим даром.

Я изумлён. Я не понимаю его слов.

- Что ты хочешь сказать? Разве мои песни плохи? Разве они не вызывают восторга у тех, кто слушает их?

Он грустно улыбается. Слегка качает головой.

- Ты и в самом деле достиг немалого, и твои песни приятно слушать. Но в них нет жизни, менестрель. Знаешь, хорошую песню можно сочинить – но настоящая музыка должна родиться… Скажи мне, что ты видел за годы, прожитые в этом мире? Где успел побывать?

Я открываю рот, чтобы ответить – но так и не произношу ни слова. Бард прав. С самого своего рождения я жил в замке клана. Мои родители верой и правдой служили правителю. Отец был рыцарем, а мать – чародейкой. И редко когда покидал я стены этой твердыни. Зачем – если всё, что мне было нужно, находилось в замке? О другой жизни я мало что знал.

Бард понимающе смотрит на меня.

- Скажи, менестрель, как ты можешь петь о битвах, о других городах, о жизни людей – если не видел всего этого? Ты провёл хоть одну ночь под открытым небом, слушая тихий перезвон звёзд? Ты видел, как поднимается из-за края мира солнце? Тебе знакома радость, поющая в душе при виде грозового облака, обещающего победу над летним зноем?.. Был ли ты хоть на одной из битв, про которые так смело поёшь?.. Вижу, что нет. Тогда как же ты находишь слова для своих песен?

Я не знаю, что ему ответить. Но и молчать тоже не могу – в моей душе просыпается злость. Я понимаю, что вправе обвинять только самого себя – но как же трудно сдержаться и не накричать на барда… А ведь ещё совсем недавно мною владели совсем иные чувства.

И всё же я смиряю свой порыв. Ведь мой собеседник снова прав. И, признав это, ощущаю, что мне становится легче. Появляется гордость за себя.

- Я… Мне рассказывали. – В душе я сыплю проклятьями, ибо кажусь себе жалким. – Те, кто видел.
Бард смеётся – но смех его звучит по-доброму и не обижает меня.

- Ты же сам понимаешь, менестрель – это не то. Как можно рассказать радость? Как можно передать словами боль? Я знаю о том и о другом не понаслышке – и то лишь с великим трудом могу вложить в песню бледную тень того, что видел.

- Чего же ты хочешь от меня, бард? – Я смотрю на него, отбросив попытки защитить себя и оправдать ту жизнь, которой живу.

Он вдруг останавливается. Затем делает шаг вперёд и поворачивается лицом ко мне. И только сейчас я замечаю, что мы уже дошли до городских ворот. И стоим, разделённые невидимой чертой – он уже вне стен, а я ещё внутри.

- Я хочу, чтобы ты пошёл со мной. Чтобы увидел своими глазами всё то, о чем я тебе рассказал сейчас – и многое другое. Мир ждёт тебя, менестрель, давно ждёт.

Я смотрю на барда – в его глаза. В них живут звёзды.

И во мне вновь воскресают мои грёзы. Дальние странствия, неведомые края, ночное небо над головой и шёпот ветра.

Мир, доселе отторгаемый мною ради уюта и беспечальной жизни в замке клана, властно зовёт меня к себе.

Я закрываю глаза.

Перед моим взором встают картины того, чего я никогда ещё не видел – заснеженные горы, бросающие всем вызов своей мощью; моря, смеющиеся над попытками наивных людей покорить их; пустыни, жарким и сухим дыханием охраняющие свои тайны.

И сами люди – разные, непохожие друг на друга. Злые и добрые, жадные и щедрые, радостные и скорбящие. Благодарящие не за те песни, что восхваляют их, а за те, что согревают душу.

Но вдруг, разрушая мои мечтания, до слуха доносятся мерные удары колокола. Настало время закрывать ворота.

А ветер с размаху бросает мне в лицо невесть откуда взявшиеся мелкие капли дождя.

И новые видения приходят ко мне.

Мерзкая осенняя слякоть, пронизывающая до самых костей во время ночёвки в лесу, как бы близко ни был костёр.

Тощий мешок с едой, уже давно показавший своё дно, хотя до конца пути ещё шагать и шагать.

Разбойники, которым всё равно, кто перед ними: состоятельный торговец, или бард, всё богатство которого – его лютня.

Гнев сильных мира сего, что сочли себя оскорблёнными правдивой песней.

Я открываю глаза. И смотрю на барда.

Он всё понимает – в этот же миг. И снова улыбается – печально, но без осуждения.

- Что ж, таков твой выбор… менестрель. Я понимаю тебя. Может, когда-нибудь ты поймёшь меня – и решишь иначе.

- Может быть, бард. – Слова с трудом выходят из меня, цепляются шипами за горло. – Может быть… Когда-нибудь потом. До встречи. И… благодарю за твои песни.

- До встречи.

Я поворачиваюсь к нему спиной. Повелитель ждёт меня…

А душа… Душа может плакать, если ей того хочется. Должно быть, однажды настанет и её час.

И, уже сделав первый шаг к замку, сквозь скрип закрываемых городских ворот, я слышу:

- Страшись опоздать, менестрель. У тебя не так много времени, как ты думаешь…
КОММЕНТАРИИ:
Страницы: 1 | 2 | 3

  
Дата: 21.03.2006 17:54

Благодарю за оценку моих комментариев.
Продолжать "дискуссию" не вижу смысла по двум причинам:
1. Предмет исчерпан. Мы с Вами обменялись мнениями и видением. Уточнили в деталях, кто, что и как понимал и воспринимал. Дальнейшее бескомпромиссное настаивание на моем трактовании некоторых моментов, свидетельствовало бы о намерениях "припереть автора к стенке" и "пригвоздить". А таких намерений не было изначально и нет сейчас.:) Не считаю наш диалог дискуссией, поскольку, по крайней мере я, не преследую цели доказать, что мое мнение и видение - единственно возможные и правильные. Постарался лишь показать, что такое восприятие как у меня - может иметь место. Не отказывая при этом ни автору, ни другим читателям в их собственном.
2. Автор услышал и принял мое мнение в целом:
"... В заключение хочу сказать следующее: когда автору приходится растолковывать читателю, чего он, собственно говоря, хотел сказать своим произведением, то сие, должно быть, означает только одно: писатель недоработал. Не довёл рассказ (стих, роман, статью) до того уровня, когда читающему уже не требуются никакие пояснения, он всё понимает "с листа" и переживает вместе с персонажами."
и это больше, чем какие-то мелкие недочеты и спорные нюансы.:)



  
Дата: 21.03.2006 17:56

В заключение хочу лишь поделиться некоторым образным видением литературного процесса.
Автор создает произведение, словно природа растение. Есть семя. Попадая на плодородную почву, оно прорастает. Появляется ствол. Первые листочки. Ветвится веточка за веточкой. Распускаются цветы. Появляются и зреют ароматные, сочные плоды. Привлеченные ими, детишки карабкаются на дерево, набивают рот, карманы. И еще… за пазуху...побольше...
В отличие от природы, которая может позволить себе безумную стихию жизни - расти всему, чему угодно, по всех направлениях, авось, что выживет, автор ответственен за дерево, которое выращивает, и за то, доберется ли читатель до плодов, придутся ли они ему по вкусу...
И очень важно, чтобы у дерева был крепкий ствол, чтобы ветки были размещены стройно и доступно, так, чтобы от одной до другой можно было дотянутся. Чтобы не было среди них предательски сухих и недоразвитых. Чтобы читатель с любопытством, интересом и азартом забирался все выше и, добравшись до первых плодов, не был разочарован, а последующими пресыщен. Чтобы, забравшись на это дерево один раз, ему захотелось через время делать это еще и еще. Ибо ради него, читателя, эти деревья выращиваются, и от него, читателя, зависит их долголетие.

Так что, удачи Вам в этом!:)



  
Дата: 21.03.2006 18:38

Тетя Нюра:

:-)

"Недалекий по жизни, параноидальный главобояка Менестрель на ключик претендовать не может. Можно было изобразить его симпатичнее и ближе читателю -например с примесью "лукавого царедворца"?"
В принципе, можно было:-) И немного этого царедворца в рассказе есть - слабая такая линия, почти незаметный штрих:
"Я доволен – это нахальство мне на руку".

"Стоило читателю рассказать, что жестокая душа оттаяла и сердце дрогнуло от непривычной для него жалости к врагам? А как вождь он посчитал, что не может позволить себе подобного? Можно эту информацию выразить через Менестреля пусть даже он и "в танке"?"
Всё это можно было сделать - если бы не одно "но":-) Рассказ - от лица менестреля. Стало быть, для того, чтобы описание переживаний главы появилось в тексте, менестрелю необходимо было заметить отражение этих эмоций на лице предводителя. Но певцу было не до того - он был погружён в свои собственные переживания.

"Бард пока остается "мексиканцем"...А ведь он задуман как правдивый, талантливый и смелый? Разве(с учетом реанимации) не может он составить достойный противовес главе? А ведь противовес идет между Бардом и Менестрелем:)(кстати если последний такой, пардон, тупой -то почему он такой талантливый?:))"

В первую очередь, бард задуман как свободный:-) От желания заискивать перед сильными ради тёплого местечка, от необходимости льстить, и т.д.:-) И менестрель не тупой - он слабый:-) Это разные вещи. Ему не хватает решимости, не хватает твёрдости - но это не значит, что он не может быть талантливым:-)



  
Дата: 21.03.2006 18:52

"2. Песня понравилась!:)Она НЕ МОГЛА не понравится...в вот состыковка реакций окружающих -нет. И опять - потому что глава не раскрыт, а стоил этого! Кстати, нет ли у Вас в загашнике самого ТЕКСТА этой песни так потрясающе(не иронизирую) описанной временно поумневшим Менестрелем?:)"

Песня, скажем так, раздирала главу надвое. Под влиянием предыдущего творения певца он несколько размяк, и поэтому оказался способен УВИДЕТЬ И ОЩУТИТЬ то, о чём пел бард. Но принять это предводитель не мог - поскольку мировоззрение автора противоречило всему, во что истово верил правитель. Возможно, где-то в глубине души, в потаённом её уголке, главе и понравилась песня - но он никогда бы не сказал этого самому себе даже под самыми жестокими пытками. Если бы даже вдруг осознал, что песня ему по нраву - но, думаю, этого не могло произойти.
А текста этой песни у меня нет:-) Я всё это дело представлял умозрительно. Если бы был поэтом - может, и написал бы песню...:-)

"Могли Вы описать главу так чтобы читатель разделил чувства ЧЕЛОВЕКА, обремененного властью, который который хочешь -не хочешь, но вынужден признать правоту песни, а значит и себя признать не как победителя, а как жестокого убийцу?"

Мог бы, наверное - если бы повествование не шло от лица менестреля, как я уже объяснял.

"А Бард? Самый легкий художественный шаблон пошел коту под хвост...Разве никто в жизни не устраивал в жизни хоть мизерного бунта против власть имущих? Пусть даже воспитательницы в садике?:)Мы могли бы и его прочувствовать! Только настоящим "мексиканцам" -завсегда везде ништяк и все по -барабану..."

Он не бунтует:-) Бард просто живёт - так, как считает нужным. Бунтуют несвободные - а певец свободен. Он - вне дворцовых интриг, вне борьбы за власть, вне подчинения сильным мира сего.
Поэтому и ведёт себя столь спокойно, внешне - даже безразлично. По крайней мере, так я вижу образ барда в данном рассказе.



  
Дата: 21.03.2006 18:56

"Иными словами -не забывайте проверить качество резинок на "рогатках" и почистить дула:).Попробуйте, чтобы из материала повести у Вас выходил рассказ -т.е. и возраст, и характер и примерная биография у каждого героя должны быть, а уже потом из этого фильтровалась "конфета". Почитаю с удовольствием и другие Ваши творения:)Успехов в труде!:)"

Афоризм - это правильно отредактированный роман. Кажется, так говорил Михаил Задорнов. В принципе, правильно:-) Малая форма не имеет права быть недоделанной, образы в ней не должны быть непрописанными до конца, и т.д.

Рад, что наши мнения в ходе беседы стали совпадать по отдельным вопросам - это очень хорошо. Стало быть, каждый извлёк для себя пользу.

Удачи вам, с интересом почитаю ваши отзывы на другие мои рассказы, обсужу с вами эти творения.

С уважением,

Gorhur



  
Дата: 21.03.2006 19:04

Mikky Tison:

"Не считаю наш диалог дискуссией, поскольку, по крайней мере я, не преследую цели доказать, что мое мнение и видение - единственно возможные и правильные. Постарался лишь показать, что такое восприятие как у меня - может иметь место. Не отказывая при этом ни автору, ни другим читателям в их собственном".

Ну почему же не дискуссия?:-) Ведь предмет для обсуждения, в некотором роде спора - был. Другое дело, что у нас с вами получилась весьма благожелательная дискуссия, если можно так выразиться, конечно:-) И я этому очень рад.

Совершенно верно - каждый имеет право на своё видение. "Смотрите своими глазами" - эту цитату я очень люблю:-) Правильные слова.

Разрешите разве что маленькую поправку:-) Я не то чтобы принял ваше мнение в целом, отказавшись от своего - я принял ваше право на это мнение (что, впрочем, делаю всегда - если, конечно, мнение обосновано). Где-то я согласился с вами, где-то, надеюсь, вы согласились со мной. В результате каждый остался довольным проведённой беседой:-)

А по поводу дерева - знаете, мне очень понравилось это сравнение. Думаю, оно поможет в творчестве - не только мне, но каждому, кто не сочтёт за великий труд с ним внимательно ознакомиться. Спасибо вам и за этот текст тоже.

Желаю удачи на вашем пути!

С уважением,

Gorhur



  
Дата: 21.03.2006 20:17

Рада что наконец-то и Бард прояснился:))Если вы помните начало моего коммента -я так и написала, что в его поступках никакой дерзости не усматриваю. Он действительно спокоен, даже безразличен. Свободный -согласна. Если вы выбрали своим окуляром(надо сказать - действительно самым СЛАБЫМ)Менестреля, то надо показать, что он ошибается в ошибке его характера, как и намерений в качестве "соперника". НАГЛЯДНОСТЬ -это один из основных инструментов рассказа.Хотя свободный - очень спорная тема и сама "нация" этих "свободных" персонажей (все как один спокойны и однообразны)похожа на кучку НЛО. Никто не может быть абсолютно свободным, существуя в мире людей. Это боты, порожденные ленью авторов:)).

"И менестрель не тупой - он слабый:-) Это разные вещи. Ему не хватает решимости, не хватает твёрдости - но это не значит, что он не может быть талантливым:-)"

Если при такой оценке действующих лиц и событий, а также подобострастном поведении Ваш "окуляр" не туп -тогда я -Нобелевский лауреат.

И еще:)"Мир ждёт тебя, менестрель, давно ждёт." Ну да , ждет-недождется малодушного, изнеженного и недалекого...Вы слишком многого хотите от этого несчастного, Горхур. От такого, каким он у Вас получился; а каким Вы ХОТЕЛИ его изобразить, я, конечно, понимаю.



  
Дата: 21.03.2006 20:20

На этом и закончу -целый день о Вашей троице думаю:). Надеюсь мы поняли друг друга. Удачи!



  
Дата: 22.03.2006 10:29

Тетя Нюра:

Ну, я не говорил, что бард - абсолютно свободен:-) Он свободен в данной конкртной



  
Дата: 22.03.2006 10:45

...ситуации - а потому спокоен. Подобное он уже не раз видел, ничего нового для себя не открыл -вот и не дёргается:-)

"Если при такой оценке действующих лиц и событий, а также подобострастном поведении Ваш "окуляр" не туп -тогда я -Нобелевский лауреат".

Ошибающийся в оценке намерений барда; подобострастный по отношению к главе; приспособленец; ленивый мечтатель, боящийся расстаться хотя бы с даже самой малой частицей уюта - это всё о нём, о менестреле:-) Но вот никак не возьму в толк - почему между этими характеристиками и определением "тупой" можно поставить знак равенства?:-) На мой взгляд, это совершенно разные понятия.

"И еще:)"Мир ждёт тебя, менестрель, давно ждёт." Ну да , ждет-недождется малодушного, изнеженного и недалекого...Вы слишком многого хотите от этого несчастного, Горхур. От такого, каким он у Вас получился; а каким Вы ХОТЕЛИ его изобразить, я, конечно, понимаю".

Уж теперь я не удержусь, и приведу вам классический пример про хоббита Бильбо, который не имел никаких способностей и душевных стремлений к дальним путешествиям. Однако же обстоятельства сложились таким образом, что на следующее утро после встречи с гномами сей хоббит, смазав пятки салом, побежал вслед за ними, и даже носовой платок забыл взять:-)
Краткий миг, когда что-то, глубоко похороненное в душе, вдруг заявляет о себе во весь голос под влиянием момента, способен враз изменить жизнь человека (и не только) до неузнаваемости.



  
Дата: 22.03.2006 10:47

Кстати, Бильбо был такой же изнеженный, не представлял себе жизни без шести приёмов пищи в день, да чтобы в обед по три-четыре перемены блюд было (как минимум), и всё начало путешествия проскулил (мысленно), коря себя за то, что поддался порыву.
Однако же по мере развития событий набирался смелости, твёрдости, и т.д.
Так что, кто его знает, что стало бы с менестрелем, решись он уйти из города вместе с бардом:-)

P.S.: Ещё вчера хотел спросить, да так и забыл:-) К чему вы в начале одного из своих комментариев сказали - мол, вот что со мной делает новая система ремонта?:-) Никак не пойму, что подразумевалось:-)

Удачи вам, до встречи!

С уважением,

Gorhur



  
Дата: 22.03.2006 20:52

Тайм -аут:)



  
Дата: 23.03.2006 23:20

Если бы не новая система ремонта я бы спокойно сидела в пещере и никаких комментариев не писала бы:)

ОнОлитика или Менестрель с баяном.

Ум человека использует при анализе два своих качества:
1.Наблюдательность. ( От общего к частному. Математическая дедукции.) Оценка дается сразу, навскидку, но детали выявляются в ходе анализа. «Женская логика».
2.Последовательность. (От частного к общему. Математическая индукция.) Оценка формируется только в ходе анализа деталей. «Мужская логика».
Переходим к деталям:)
Часть 1. ОнОлитика.
Я прочитала 2 других Ваших рассказа «Новый вызов» и «Ненужное волшебство» и сделала вывод, что «Б. и М.» -качественно новая для Вас работа. Про первые два распространяться не буду –удачные, законченные вещи –вот их и возьмем за основу для разбора Менестреля.
Теперь еще один, на мой взгляд важный, момент –чтобы произведение «сыграло» не на баяне, а на лютне. Ну, да –и не «в ящик»:) Оно должно быть читабельным, конкурентоспособным, а возможно даже и «модным» -ничего плохого в этом нет. Каждому писателю хочется, чтобы его произведения любили и помнили, пусть даже для этого иногда приходится прибегнуть к «конъюнктуре». Не Боги горшки обжигают, а добиться популярности (и даже статуса гения) путем потрясающей самобытности – такое везение дано не каждому. В квадрате Малевича обнаружили и законченную форму и философский смысл, но тех, кто тут же прибежал с кругом и треугольником развернули рисовать пейзажи. Ибо нефих. Философского смысла на всю геометрию не напасешься.
Значит надо работать.



  
Дата: 23.03.2006 23:22

1.Элементы произведения, воздействующие на умы:
-идея(присутствует)
-свой стиль, язык(присутствует)
-персонажи(Вы не Паустовский:)) для раскрытия идеи посредством интриги характеров или личностных качеств(далее в тексте как Л.К.); оправдывающие ожидания читателя(прогресс по ходу произведения, исключительные Л.К., поступки)/не оправдывающие –их и разберем
-описания, ассоциации и ситуации –без проблем
2. Персонажи, их взаимодействие, оправдание ожиданий читателя
А)«Новый вызов»: интрига личностных качеств:
строитель жизни, самостоятельный/паразит, приспособленец
психотипы и характеры:
сильный/сильный(подразумевается)
Л. К.(личностные качества)нужные для интриги РАВНОРАСКРЫТЫ(молодой человек через главного героя). Главный герой (далее в тексте как ГГ) рассказа по характеру раскрыт полнее, оправдывает ожидания читателя (создается уверенность в том, что он добьется успеха в новом деле).
Б) «Ненужное волшебство»: интрига «что есть истина?» с использованием 3х личностей+характеров
-«хороший», благородный
-нейтральный, правдивый
-злобный, лицемерный
уместно упрощены, равнораскрыты.
Подразумеваются сильные психотипы.
ГГ(главный герой) -нет



  
Дата: 23.03.2006 23:23

В) «Б. и М.» интрига Л.К., «что есть истина?»
Л.к.:
-Менестрель -зависимый (малодушный)
-Глава –властный
-Бард –свободный
Характеры и раскрытие:
-М.-сложный, раскрыт
-Г. –сложный, нераскрыт (это Вы мне впоследствии раскрывали:))
-Б-неизвестный (вероятно добрый, спокойный), нераскрыт
Психотипы:
М.-слабый
Г.-сильный
Б.-сильный
ГГ-Менестрель, ожидания читателя не оправдывает или не в полной мере.

Теперь выводы: 1. Сразу заметно, что интрига «Б. и М.» сложнее предыдущих
В этом произведении задействованы 3 персонажа, их Л.К. и характеры –их интрига раскрывает идею произведения(также сложнее предыдущих)
2.В первых двух произведениях все используемые персонажи в практически равных «весовых категориях» (одинаково раскрыты Л.К. ) В первом случае раскрыт характер ГГ полнее, но он «позитивный», оправдывает ожидания читателя –т.е. «стоил того» -оба произведения «играют». Вообще позитивный, сильный ГГ не требует такого дотошного раскрытия Л.К. персонажей, ведущих с ним интригу. Кстати, Ваш герой из зарисовки «Прокрустово ложе любви» тоже «играет» за счет того что он сильный, позитивный, и в добавок читатель ему сопереживает. Такие характеры более «просты», поэтому баланс раскрытия Л.К. с остальными в целом соблюдается.



  
Дата: 23.03.2006 23:25

3.После этого нехитрого анализа видно, что в «Б. и М.» вы усложнили свою задачу сразу по «всем статьям»- персонажи а)в разных «весовых категориях» по Л.К., раскрытию характеров и по психотипам б) Присутствует ГГ, причем сложный и слабый по характеру, не оправдывающий ожиданий читателя в полной мере(сигануть за Бардом) –самый пренеприятный и рискованный ГГ для писателя в РАССКАЗЕ (Бильбо ожидания оправдал!) Надежду на то, что все-таки рано или поздно сиганет Вы оставили – не зря! Чутье сработало…немного спасли парня:)
Слабый, сложный ГГ лучше подходит хотя бы для повести и на его фоне или его глазами раскрываются «сильные» (Обломов). Но возведение в один вес по раскрытию здесь очень желательно –это рассказ, все должно быть наглядно. Благодаря Вашему языку и стилю такие противоречия не всем бросятся в глаза, но все-таки я на них обратила внимание…Есть варианты когда слабый герой, не оправдывающий ожиданий (или не «растущий») на первом плане все же «сыграет» -вызвать сильные эмоции читателя по отношению к нему (жалость, сострадание)-Гоголь «Шинель»; вариант когда сам читатель(большинство) может отождествлять себя с ГГ -сопереживать(тогда такие качества как ярое лизоблюдство, по-моему, в сложном ГГ рассказа неуместны –это к тому, что я предлагала сделать его симпатичнее) ,наверное есть и другие находки, не упомню всего:)
4.Общий вывод: должен быть баланс характеров, Л.К. и их раскрытия у задействованных персонажей:).
Чтобы они могли «сыграть» друг с другом и выразить Вашу идею. БК не напоминает?:)
Позитивный и сильный, оправдывающий надежды ГГ не требует столь дотошного раскрытия других персонажей (характерные боты). Иными словами - с ботами в пещере может сражаться правильно прокачанный, одетый и упитый персонаж:).



  
Дата: 23.03.2006 23:26

Пример из классики: тот же «М. и М.», та же сцена –оба персонажа - сильные, равнораскрытые, позитивные(Пилат, согласитесь тут тоже позитив) по л.к. и хар –ру, многогранные, одинаково заставляют читателя сопереживать, поэтому сцена имеет такую МОЩЬ воздействия на читателя. Когда появляются два Буратино, бряцая нехилыми золотыми ключами…ну, тушите свет..:)

Часть 2. Комплект Менестреля.

Теперь вернемся к нашему «барану»:) Я бы легко вручила ему баян, потому что такому несбалансированному образу он уже не повредит, а по хар-ру - самое то:).
Совершенно верно –и сам по себе каждый персонаж (а ГГ и подавно) должен быть сбалансирован по своему хар-ру, Л.К. и психотипу (темпераменту) –чтобы обрести право на жизнь.
«Человек, словно в зеркале мир – многолик
он ничтожен, и все же – безмерно велик» (с) Аронс
Вы взяли 8 ур и пошли в магаз или комок покупать вещи. Купили себе корону стихий, бронь заката, бижутерию бликов, щит зари, ну и осадный молот в придачу. Вещи хорошие –все дают, от всего дают:) Но только почему-то корона на голову не лезет, блики жмут, а молот вообще от пола оторвать невозможно –в чем проблема? В статах. Это Мусорщик с Мироздателем что угодно на себя наденут, а нам выбирать приходится. И вещи не только должны налезать, но и составлять комплект, соответствующий уровню и классу бойца.



  
Дата: 23.03.2006 23:27

1.Почему Менестрель получился неумным?
Во- первых Вы смотрите на него глазами отца – создателя, а я глазами критика – любителя. Вы, похоже, лепили его методом математической индукции, а я оцениваю его методом мат. дедукции – дала оценку и пытаюсь разобрать на части. Вы знаете каким он должен быть, я (субъективно) знаю что из него получилось. Но я тоже понимаю, что таким он быть НЕ ДОЛЖЕН. Однако:
- умный человек, умеющий подольстится к власть имущему, частично знающий как им управлять не станет до такой степени его бояться, как Менестрель боится главу.
Или глава поистине должен быть показан как тиран – параноик, один неверный взгляд – сразу голова с плеч; но он не такой. Он властный победитель и всего-то.
-он также ошибается в оценке и намерениях Барда –да, все мы не идеальны в своих суждениях, но для рассказа этого слишком много «…но, мухи, Джон, 3 раза не ошибаются» -из анекдота:) иными словами нарушен баланс верных и ложных суждений для оценки его как умного в размерах рассказа.



  
Дата: 23.03.2006 23:29

2. Почему в руках оказался баян? Или почему герой не сыграл? Об этом я уже говорила выше, но можно обобщить: слабый по Л.К., сложный по характеру, при этом наличие неприятной черты –лизоблюдство, ожидания оправдывает не полностью.
Такой герой лучше смотрится в более масштабном произведении и через него раскрываются более «сильные». Мое мнение, что баланс лизоблюд- хитрый царедворец надо сместить в сторону последнего чтобы герой был более симпатичен и умен:) – это тоже один из выходов. Если даже он ошибается в оценке Барда (наглый, «соперник»), то несмотря на его субъективное мнение читатель должен обрести свое и объективное, т.е. более наглядно показать что герой ошибался и потом «прозрел». И если некоторые только на втором одевающем маску догадались ЧТО она показывает – делайте выводы как они воспринимают субъективную оценку Менестреля. Это Вы знаете задуманное, неплохо чтоб и средний читатель мог догадаться.
3.Вывод: Не забывайте о балансе «доказательств» за или против какой-либо характеристики персонажа(т.е. если умный –пусть много не «тупит», если страшный, то пусть и нас напугает) Также важно соответствие Л.К. и характера предполагаемому психотипу(безумно отважный, педантичный меланхолик –это слишком сложно:), но это важно для более объемных произведений.



  
Дата: 23.03.2006 23:31

Раскрывать идею посредством интриги характеров и личностных качеств героев – задача непростая, но интересная и увлекательная. Буду рада, если в моей писанине Вы найдете что-нибудь полезное для себя. С уважением Н.



  
Дата: 30.03.2006 11:07

Тетя Нюра:

С интересом прочитал - весьма понравились данные рассуждения. Приношу извинения за долгое молчание - разгребал завал на работе по самое не балуйся:-)

Думаю, что извлеку отсюда немало полезного для себя - на будущее. Спасибо за это говорю искренне - столь подробные советы получаю впервые за всё время, в течение которого пытаюсь писать:-)
С интересом буду ждать Ваших новых отзывов на другие мои рассказы. Кстати, хотел бы и ваши произведения почитать - где я могу их увидеть?

Удачи, до встречи!

С уважением,

Gorhur



Страницы: 1 | 2 | 3
Писать от имени: Гость
Склонность: Нейтрал Хаос Истинный Хаос Истинный Хаос Тёмный   Гвардия Мироздателя Гвардия Мусорщика   Истинный Тёмный Истинный Тёмный Истинный Тёмный Истинный Тёмный Истинный Тёмный Истинный Тёмный   Белое братство Паладин поднебесья Таможенный паладин Паладин солнечной улыбки Паладин инквизитор Паладин огненной зари Паладин хранитель знаний Паладин неба Старший паладин неба Старший паладин неба Верховный паладин
  Паладин поднебесья Таможенный паладин Паладин солнечной улыбки Паладин инквизитор Паладин огненной зари Паладин хранитель знаний Паладин неба Старший паладин неба Старший паладин неба Верховный паладин
Текст: Жирный Наклон Подчёркнутый Цитата
Смайлы: БКашные | Палсайта | Дополнительно  :wink:




(C) Орден света, 2004