Дата: 25.08.2006 16:37 Автор: , добавлено:
Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их холод и воля дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души... и что же?-
Души в них волн холодней!
М. Ю. Лермонтов
- Ну, рассказывай, Александр, что ты задумал?
– Это будет полотно из множества маленьких зарисовок, маленьких эпизодов, маленьких картинок – частичек жизни. Жизни одной девушки. А может, это будут события одного дня, объединенные на одном холсте? И тогда каждый фрагмент картины будет неотделим от другого, один эпизод – частью следующего, одна картинка будет плавно перетекать в другую… Я назову эту работу "Она". Один обыкновенный день одной необыкновенной девушки. А я даже не знаю, чем этот день закончится!
– Хм… интересная задумка, интересная… Достойная. Я всегда знал, что у тебя, Александр, есть талант. Но хватит ли у тебя умения через краски передать чувства и мысли? Даже запахи и звуки!..
…
Тусклое солнце за окном робко-робко выглядывало из-за серых туч, низко-низко плывущих над землей. Так низко, словно рукой из окна достать можно. С деревьев облетали листья, плавно опускались на землю и сразу словно меркли. Наверно, потому что солнечные лучи, пронизывающие листья в полете, не могут так же расцвечивать их на земле.
Она, в одной тонкой ночной сорочке, настежь распахивает окно, впускает день в квартиру. Солнечные лучи скользят по ее бледному лицу. Неожиданно сильный порыв ветра врывается в ее окно – и вот уже золотые листья кружатся по комнате, бегут по полу, залетают под стол и кровать, изумляя ее веселого рыжего щенка.
...
Тишина в доме. Но не полная, звенящая, а просто тишина. Слышно, как где-то бубнит телевизор, далеко-далеко внизу плачет ребенок, а из старого крана в ванной капает вода.
Белая струйка пара тает над чашкой, распространяющей изысканнный восточный аромат. Тонкие длинные пальцы жадно обхватили горячий фаянс, впитывая его жаркое тепло.
Она зябко ежится: из приоткрытого окна тянет осенней сыростью. Кажется, осенью люди и не воздухом даже дышат, а какой-то прозрачной тоской. Она, яд, попадает в легкие, разносится потоками крови, отравляет душу и гасит способностью радоваться, мечтать, любить… Жить!
…
– Взгляните!
– Твоя героиня… Девушка. Как хороша! Ты удивительно тонко вот здесь показал ее натуру. Мне нравится. Только что ты хочешь сказать своей картиной?
– Я еще не знаю… Я просто пишу… по велению сердца.
…
Туман! Вязкий, липкий, он окутал город в свои влажные объятия. Прохожих и нет почти. Большинство из них сейчас сидит в своих теплых и сухих квартирах. Норах! И носы оттуда, как крысы, высовывают!
А Она со своим рыженьким щенком идет по тротуару, и ветер играет ее каштановыми волосами, раздувает полы ее длинного светло-кремового плаща. И идет она так…Неторопливо, гордо и легко ступает по городу. Так идет, словно она сама – ветер. Такими шагами не гуляют земные женщины. Так гуляют богини!
Она уходит в молочную туманную неизвестность улиц, теряясь для всех и находя самою себя.
…
Веселый щенок, забавно помахивая ушами, рыскает по дорожке парка, усыпанной большими мокрыми от тумана листьями. Пушистые лапки его почти полностью тонут в этом ковре. Счастливый! Что ему осень?
Маленькая серая лавочка. Она сидит на самом краешке, зябко завернувшись в плащ, в подрагивающих от холода пальцах - тонкая дорогая сигарета. Облачка пара ее легкого дыхания смешиваются с горьким пряным дымом. Она улыбается, глядя на маленький комочек шерсти, такой же рыжий, как эти листья. И улыбка ее - маленькие солнце.
…
В большом городе люди незаметно для себя самих теряют личность. Тонут в сточных водах лжи, теряют душу (город, адский жернов, размалывает ее в крошку!), сгорают в проклятом пламени суеты и непрекращающегося движения, задыхаются в действительности, как без воздуха.
Жить для себя!.. Гулять допоздна, слушать старые пластинки с романсами, подолгу смотреть в окна, не читать журналов и газет, хранить душевное тепло, наивно верить в чудеса, мечтать, ненавидеть обывательство. Писать дневники, самозабвенно, упоенно! Быть непонятной, странной… Страшной!
О, Она ценила жизнь!..
…
Открытая тетрадь на столе. Полная чувств, душевных волнений и мыслей, не сорвавшихся птицами слов с губ. Ветер из окна шевелит страницы. Читает? Сухой кленовый лист, принесенные им, теряется среди бумаги. Страница двенадцать, тридцать один, пятьдесят восемь, семьдесят шесть… И вдруг страница – размытая, смазанная и ломкая, неровная. Страница, залитая слезами.
…
– Эта работа убивает меня. Поглощает полностью, без остатка. Я почти не сплю, я одержим идеей ее завершить… Или эта картина погубит меня! Что со мной? Кисти по холсту гуляют словно сами. Я не могу оставить полотно!.. Я никогда не работал так, как сейчас!
– Муза надолго поселилась у тебя, Александр.
…
Завернувшись в старый клетчатый плед, уютно устроившись в потертом кресле, спрятавшись от забот и проблем, Она читает. Для нее нет ни старых стен, ни облезшей мебели, ни дождя за окном. Она сейчас – в стране счастья и света, любви и радости. В мире, совсем не похожем на реальность. В этом мире люди еще умеют улыбаться, испытывать что-то, замечать хорошее. В мире, где люди все еще живы.
…
– Я скоро с ума сойду… Я бездарность! В картине чего-то не хватает… чего?! Наверно, это то, о чем вы предупреждали, учитель!.. Мне не хватает мастерства передать движение, жизнь.
– Нет. Не хватает конца. Наметь его.
– Но я даже не знаю, каким финальным эпизодом окончится этот день!
– Тогда пиши до конца и не жалуйся. Пиши так, как будто сам ее видел, как будто ты с ней знаком! Как будто этот день ты сам наблюдал! Это полотно станет шедевром.
…
Вечером пошел дождь. Тонкие струи-нити протянулись с неба, пронизывая воздух. Вечерний город с его манящими огнями расплылся кляксами. Размытым было все: машины, сумасшедшим потоком мчащиеся по магистрали; прохожие, бегущие домой в свои квартиры-норы; деревья, жалкие, полуголые; тусклые огоньки в окнах домов. Мир потерял четкость, потонув в потоках воды, рушащихся с небес.
Она взяла щенка на руки, раскрыла свой большой голубой зонтик. Забавно! Небо над городом гадко-серое, а над ее головой – всегда чистое, как в летний день.
Долго смотрела на несущиеся вперед по мокрому асфальту машины с фарами-глазами. Город ненавидит своих жителей. Он, по сути, громадное кладбище мертвых душ. Город каждый день убивал. И не только души, но и самих их обладателей. У этого расчетливого убийцы на счету – сотни тысяч жизней, отобранных самыми разными способами. Город давил, рвал на части, душил, отравлял, убивал! Магистраль – это еще одна городская гильотина, залитая кровью.
…
– Проклятье! Я работал над этой картиной долго, упорно. И вот оно готово, мое полотно. И все равно нет того чего-то, что я так искал все это время!.. Я бездарность! «Талант»! Учитель! Вы обманули меня!!
…
Тонкий алый ручеек тек из уголка ее приоткрытых вишневых губ. Голубые, как горный ледник, глаза, еще каких-то несколько часов назад сиявшие неугасимым огнем жизни, теперь блестели неживым стеклянным блеском. Кожа, словно прозрачная, поражала бледностью, контрастирующей с голубоватым холодом век. Ветер безжалостно разметал густые каштановые волосы с застывшими рубинами крови. Хрупкая изящная ладонь лежала в луже. Страшное и в то же время дико красивое, чарующее зрелище смерти…
Не сумев убить в ней душу, город погубил ее саму.
…
– Кто там?
– Девушка.
– Жива?
– Не успели.
– Боже… Как она… как она похожа на ту самую!..
– Героиню твоей картины? Ты не художник, Александр… Ты – пророк!
FreeStranger: 2.5 Gorhur: 2 Сцинк: 3
КОММЕНТАРИИ: Страницы: 1 | 2
| | Дата: 04.09.2006 19:18 Приветствую!
Вот и добрался я до твоего рассказа:-)
1. Идея.
Художник, который создаёт картину, не зная, что рисует жизнь настоящей девушки - это любопытно. Город как мельница душ и тел - уже "в тираже", истоптано многими до нас. Непохожие на других люди обречены пребывать в одиночестве, и обстоятельства чаще всего убивают их - также старо. К тому же, это далеко не всегда так.
В общем, из трёх "китов" - то есть, основных идей рассказа - два свою ношу держат не очень уверенно:-)
2. Сюжет.
Построен неплохо. Чередование "она - художник" смотрится хорошо. Правда, финал предсказуем. Это, конечно, не на пользу рассказу - снижает интерес к нему. Особых извивов сюжетных линий не видно - события развиваются достаточно прямолинейно.
Заложенные идеи сюжет раскрывает, что хорошо.
3. Герои.
Гм, что касается героини - то о ней вроде как сказано много, и в то же время - очень мало. То есть, слов много, а образ - бледный. Ибо скроен, к сожалению, по шаблону. Таких вот мечтательных девушек "не от мира сего" в литературе очень много - и многие из них крайне похожи друг на друга.
Что же до Александра, то должен сказать, что и здесь перед нами предстаёт шаблон "художника в процессе созидания и в поиске пути". Юноша бледный со взором горящим - знаем-знаем, встречали:-) Следовало бы копнуть поглубже, постараться залезть в шкуру как героини, так и художника, попытаться обжиться там, и после этого, создав в уме чёткий, детальный образ каждого из героев, изложить это на бумаге.
4. Логика.
Явных огрехов не нашёл. Разве что в конце рассказа задался вопросом: а чего, собственно, не хватало художнику, написавшему картину? Он закончил полотно (при этом, судя по тому, что наставник назвал его пророком, изобразил и смерть девушки), чего же боле? Впрочем, творцы - они такие, им всегда чего-то не хватает:-) Так что, пожалуй, претензия отменяется:-) |
|
| | Дата: 04.09.2006 19:21 5. Стиль.
Со стилем проблемы. В той части, что касается девушки. То ты ведёшь повествование в прошедшем времени, то в настоящем. Это нехорошо. Либо одно, либо другое. А когда времена через предложение скачут, стиль удаляется в край вечной охоты:-)
Вообще, в отрывках, касающихся девушки, царит сумбур. Словно это - наброски, второпях записанные мысли, которым так и не удосужились придать окончательную форму. Сыро, расплывчато.
6. Язык.
Вот тут претензий масса. Начнём со штампов - их, к сожалению, великое множество. Каждый кусок, описывающих девушку, заштампован до крайности. Все эти низко-низко плывущие тучи, робко-робко выглядывающее из-за них солнце, и т.д. производят до крайности неприятное впечатление. Шаблонная героиня, описываемая при помощи клише - это уже чересчур.
И затем - ну к чему эти удвоения? Робко-робко, низко-низко - для чего? Это не усиливает впечатление, не делает описываемый пейзаж более ярким. Скорее, наоборот - создаётся ощущение "масла масленого", что негативно влияет на восприятие текста.
"Солнечные лучи скользят по ее бледному лицу. Неожиданно сильный порыв ветра врывается в ее окно – и вот уже золотые листья кружатся по комнате, бегут по полу, залетают под стол и кровать..."
"Слышно, как где-то бубнит телевизор, далеко-далеко внизу плачет ребенок, а из старого крана в ванной капает вода".
"...ветер играет ее каштановыми волосами, раздувает полы ее длинного светло-кремового плаща".
"зябко завернувшись в плащ, в подрагивающих от холода пальцах - тонкая дорогая сигарета. Облачка пара ее легкого дыхания смешиваются с горьким пряным дымом".
"Ветер из окна шевелит страницы".
"Завернувшись в старый клетчатый плед, уютно устроившись в потертом кресле...".
и т.д., и т.п.
Это всё - штампы, стандартные описания. Затёртые образы и избитые слова. Они делают весь рассказ таким же - и становится неважно, что за идеи заложены в произведении. Пусть даже задумка гениальна, штампы изуродуют её, испоганят рассказ. |
|
| | Дата: 04.09.2006 19:23 Да и в остальном язык оставляет желать много лучшего. Встречаются нарушения согласования между членами предложений, шероховатые и откровенно корявые места. Зачастую предложениям не хватает чёткости, законченности - словно картине, нарисованной акварелью на влажной бумаге. Вроде кажется, что вот-вот проступит некий образ - потрясающе красивый, от которого захватит дух! - но всматриваешься чуть внимательнее, и видишь лишь пятно с неясными контурами.
Язык сырой, нуждается в основательной доработке.
Приведу несколько примеров (лишь несколько, далеко не все):
а)
"Вязкий, липкий, он окутал город в свои влажные объятия".
В объятья заключают, но не окутывают.
б)
"Она уходит в молочную туманную неизвестность улиц, теряясь для всех и находя самою себя".
Либо "саму себя", либо "самоё себя". "Самою себя" - не существует в русском языке.
в)
"Облачка пара ее легкого дыхания смешиваются с горьким пряным дымом".
Облачка пара ОТ её лёгкого дыхания - иначе неправильно с точки зрения русского языка.
г)
"И улыбка ее - маленькие солнце".
Это не то, чтобы ошибка - это невнимательность при вычитке своего собственного текста. Что тоже не есть хорошо.
д)
"Сухой кленовый лист, принесенные им, теряется среди бумаги".
Небрежность при описании - и вся фраза становится неверной с точки зрения смысла. Хотела сказать - лист скрылся между страниц тетради, т.к. ветер их переворачивал? Но понять, что именно это ты и имела в виду, достаточно сложно - ибо фраза неточно передаёт заложенный смысл. |
|
| | Дата: 04.09.2006 19:25 В общем, как и говорил, с языком проблемы. Над ним надо работать и работать. В первую очередь, добиваясь чёткости в описаниях и избавляясь от штампов.
Я понимаю - хочется описать действие и персонажей красиво, образно, поэтично. И в голову лезут сами собой выражения, не раз встреченные в различных произведениях - ведь они же красивые, верно? Верно, да только уже стали банальными. И потому лишь отравляют рассказ.
И ещё.
Если не называем имени героини, то это не значит, что нужно обходиться одними местоимениями:-) "Девушка", "хозяйка щенка", и т.д. - заменителей хватает. А то от "она", "её", и т.п. в глазах рябит:-)
7. Атмосфера.
Плоховато с ней. Стандартные герои, неудачный язык, сбои в стиле - всё это не даёт родиться атмосфере рассказа. Всё слишком затёрто, да, вдобавок, сыро. Увы, но атмосфера не чувствуется. Разве что в отдельных местах (действительно удачных на фоне остальных) ощущается её лёгкое дыхание - почти незаметное.
8. Итоги.
К сожалению, о высокой оценке говорить не приходится. Да, сам приём любопытен - художник пишет жизнь девушки. Но во всём остальном, к сожалению, уйти от банальности не удалось. Вдобавок, рассказ сырой, не доведён до ума.
Двойка - к сожалению, больше поставить не могу.
Удачи! |
|
| | Дата: 25.08.2006 18:49 небольшие стилистические ошибки все портят... а так ничего =) |
|
| | Дата: 25.08.2006 18:50 Не пророк, вместо того, чтобы ОПИСАТЬ её день, художник НАПИСАЛ её день.
У меня осталось впечатление, что наставник сказал иначе:
-Ты не художник, Александр. Ты талантливый... убийца!
Но это только моё мнение. |
|
| | Дата: 25.08.2006 21:52 > Ситар
Очень даже ничего) |
|
| | Дата: 25.08.2006 22:27 Превед аффтар-союзнечег :)
Убийца в концовку таки да, напрашивается... но тогда уже точно диагноз - боян. |
|
| | Дата: 25.08.2006 22:44 >Превед аффтар-союзнечег :)
>Убийца в концовку таки да, напрашивается... но тогда уже точно диагноз - боян.
Ужас, какие вы все злые... ) |
|
| | Дата: 25.08.2006 23:27 Красиво |
|
| | Дата: 26.08.2006 04:12 гм. боянисто как-то... *читает еще раз* |
|
| | Дата: 26.08.2006 09:52 Само слово "боян" в отзывах уже стало бояном. Его треплют по делу и без дела, забывая о том, что все когда-то где-то уже было. Если бы случайно кто-то из классиков попал на этот конкурс, то это слово намертво прилипилось бы и к У. Шекспиру, и к Л.Н. Толстому. Коварство и предательство, любовь и ревность, жизнь и смерть - видели, знаем. Так и хочется сказать "Было, ну и что?" Ведь существует же такое понятие - "вечная тема".
На мой взгляд, соль не в последней фразе, а предыдущем абзаце: "Не сумев убить в ней душу, город погубил ее саму." Художник лишь сумел реалистично передать то, что происходит изо дня в день в любом городе. |
|
| | Дата: 26.08.2006 10:15 >леди_Адель
Твой стиль изложения не перестает поражать меня своим красивым, "извилистым" описанием деталей, удачными, неординарными сравнениями и эпитетами, только ради этого хочется перечитывать. И сюжет, конечно... Финал предсказуем, но от этого рассказ не проигрывает, наоборот... Вобщем, сказать "понравилось" мало... Нет слов. |
|
| | Дата: 26.08.2006 10:24 Кстати, о "бояне" - жизнь человека - боян, ибо была еще много тысячелетий до нашего рождения. Так что думайте, дамы и господа, перед тем, как произнести это слово.
Каждый пишет, что ему ближе. И своими словами (даже если в его тексте встретятся штампы). И эта тема может повторяться из рассказа в рассказ, но образы будут живыми. А вот выискивать специально какие-то ляпы в тексте, не пытаясь в него вникнуть (если это не откровенная "бульварная дешевка") - это, мягко говоря, не есть гуд (жюри это не касается, у них работа такая - ляпы искать и критиковать текст), а вот читателям, переходить в разряд критиков, не увидев мысли текста... кхм. Тогда уж, если начинаете критиковать, то полноценно и развернуто, так как критика должна помогать молодому автору, раскрывать себя и не допускать в следующем рассказе тех же самых ошибок. А вот критиканство, наоборот может загубить на корню автора, и он уже не будет слушать, даже нормальную объективную критику, ибо набьет оскомину об критиканов. Увы... ИМХО
С уважением, Д. |
|
| | Дата: 26.08.2006 11:43 Дабы разбавить лестные отзывы всяких там Рыжехвостатых =)
Стиль изложения слишком красив, как может быть слишком слабким вишневый сироп... К концу текста от обилия прилагательных сводит зубы.
И снова я говорю тебе про повторы. Раньше ты повторяла имя, теперь через слово "её", "она" и т.п.
Ну, на конкретные неточности использования русского языка пусть критики литклубовские указывают. Их не то что бы много, но они есть =)
ПыСы и не надо говорить "убъю/откажусь/уйди придатель" =) Здоровая критика с указанием на ошибки, имхо, только помогает сильному духом человеку написать что-то действительно хорошее... |
|
| | Дата: 26.08.2006 13:01 >Ситар
Дабы разбавить лестные отзывы всяких там Рыжехвостатых =)
Должен же кто-то и о хорошем сказать. Нельзя же заклёвывать человека до костей, едва его произведение вышло в свет.
Полностью согласна с вами, что критика - штука важная и нужная, позволяющая разумному человеку взглянуть на свое творчество объективно и учесть это в будущем. Но если не указывать на положительные стороны, то автор решит, что занимается никому не нужной фигней, а это не так. Ляпы есть, и о них еще выскажутся критики. Кстати, к их чести, делается это, как правило, обстоятельно и толково. Эта вещь у Адель лучше предыдущих, она растет, очевидно, что она как раз и относится к категории людей нормально относящихся к здоровой критике. |
|
| | Дата: 26.08.2006 14:06 2Рыжий Хвост
имхо, человек не должел либо хвалить либо ругать, надо делать и то и другое... хорошее я сказал Адельке лично, плохое кинул сюда =)
То что это лучшее из того что было у нее - согласен... |
|
| | Дата: 26.08.2006 18:07 Должен же кто-то и о хорошем сказать. Нельзя же заклёвывать человека до костей, едва его произведение вышло в свет.
можно) иногда даже нужно) |
|
| | Дата: 26.08.2006 19:13 >Фобия
"можно) иногда даже нужно)" Можно в данный момент, хихихи? )
>Ситар
А вот тебе лучше помолчать. Я жду мнения настоящих критикАф, а не твАе. ) За твАе я тебя пАбью.
>Рыжий Хвост
Хвостик, лапусик, не старайся переубедить его, он плохой. Пусть они все что хочешь говорят. Я жду опять же лишь мнения критиков. |
|
| | Дата: 26.08.2006 19:29 леди_Адель
я твое произведение не заклевываю)) но некоторых надо..сразу))
зы. а все равно боянисто.... |
|
| | Дата: 26.08.2006 22:28 "Он - плохой" сказал Дьявол и хитро ухмыльнулся... |
|
| | Дата: 27.08.2006 12:42 это пипец - и она еще на меня наезжает за предвзятость! )
Этот Текст - такое же сочетание пустоты и ненужного хлама - как голова Фристренджера.
Нагруженный дешовый символисзм, дутый пафос, до ужаса банальный трагизм, притянутый за уши герой не на своем месте, сюжет избитый - вобщем классическая жуть.
2.5 |
|
| | Дата: 27.08.2006 13:43 Милая Аделька.. с каждым разом я всё больше поражаюсь вашим умением правильно держать *перо*. |
|
| | Дата: 27.08.2006 15:05 FreeStranger
Я истчо и не так могу. :изЫк: И все равно мАе мнение "Фрис - ..." (ну ладно читатель сам додумает). Спасибо, что хоть 2,5, а не 2. ) Я же от тебя большего и не ожидала. И даже не расстроилась. ) Так что миссия твоя провалена. "Она не расстроилась!.." Убей себя Ап стену. ) |
|
| | Дата: 27.08.2006 15:42 Рыжий Хвост: "Эта вещь у Адель лучше предыдущих, она растет, очевидно, что она как раз и относится к категории людей нормально относящихся к здоровой критике." Лучше? Я сначала тоже так подумала. Потом мне наоборот показалось. Нормально отношусь? Это внешне. ) На самом деле я лью слезы. Долго. |
|
| | Дата: 27.08.2006 21:34 *Быстро-плавно откидывается от монитора, тихо-тихо встаёт, отодвинув стул-опору от стола-подставки, и ничего-ничего не пишет-пишет* |
|
| | Дата: 27.08.2006 21:53 2_FreeStranger
"Ohkroshka" means "Oh baby"!
;)
"We are the champions - Мы шампиньоны"
"Good products - Бог на стороне уток"
"Let it be! - Давайте жрать пчел!"
Даа... Стоит только представить... ) |
|
| | Дата: 28.08.2006 09:27 Тригонометрия - сила! |
|
| | Дата: 28.08.2006 17:20 "We are the champions - Мы шампиньоны"
"Good products - Бог на стороне уток"
"Let it be! - Давайте жрать пчел!"
ржал. немог. |
|
| | Дата: 28.08.2006 20:51 Сокланам как всегда привет!
Ты действительно потихонечку "растешь" :-)) |
|
Страницы: 1 | 2
|