Дата: 20.05.2007 18:12 Автор: , добавлено:
Есть такое место на севере, на самом побережье Белого моря. Чёрные сопки, покрытые глубокими морщинами - ветер поработал на славу. Каждое утро, за сопкой рождается рассвет. Он медленно освещает покрытые зелёным мхом камни, согревает заросли вереска. Вороватые крачки летают кругами, постоянно орут, промышляя мелкой рыбёшкой. Тут редко бывают люди, по крайней мере до последнего времени было так.
Как то раз суету пернатых нарушил незваный гость, бледная, щуплая девчушка лет двенадцати. Длинные космы белых волос спускались по её плечам, но особое внимание привлекали глаза. Огромные, голубые глазищи излучали безумную энергию.
Каждое утро она встречала рассвет, кутаясь от холода в тоненькую курточку. Девочка ждала журавлей. Журавли, стая красавцев, целыми днями кружили над сопками, копались среди замшелых базалтовых глыб, пели свои журавлиные песни. ОНА частенько стояла на склоне сопки и кричала что-то журавлям.
- Заберите меня с собой! Примите меня в свою стаю, я такая же белая как вы. А вокруг все серые.
Но не слышали птицы голос ребёнка, не садились рядом, не отвечали.
Шли месяцы, девочка стала привычным дополнением к постоянному населению сопки. Журавли уже не опасались маленького человека, с каждым днём они подлетали всё ближе и ближе. И вот наконец самая красивая из птиц села рядом с девочкой.
- Как тебя зовут? - Птица молчала, только немного склонила набок голову.
- Меня Аня, а тебя? - Ответа не последовало.
Птица хитро моргнула, щёлкнув клювом.
- А, ты наверное кушать хочешь. Сейчас, подожди. - Аня понятия не имела чем питаются журавли.
- Наверное рыбой... Или лягухами, надо проверить. - До ближайшего пруда с лягушками было пятнадцать минут ходьбы. Или пять минут бегом. Конечно же она побежала.
Маленькое Сердце бешено колотилось, несколько раз Аня падала, раздирая коленки.
- Подумаешь, - Бормотала она себе под нос - Надо быстрее, вдруг журавль улетит.
Провозившись у пруда несколько минут, девчушка успела поймать пару жирных лягушек. На рыбу времени не оставалось. Аня уже почти добежала до сопки, душа её болталась где то в районе пяток. - Вдруг улетел... Ну пожалуйста! Пусть не улетит - Ещё пара шагов, и девчушка приблизилась к нужному месту. Журавль сидел на камне, деловито очищая пёрышки.
- Вот, на, кушай - Аня вытащила из карманов куртки лягушек. Земноводные сразу же разбежались по сторонам. Журавль опять хитро подмигнул, и кажется улыбнулся.
Взмахнув крыльями, птица начала отлавливать добычу.
В течении двух месяцев Аня исправно угощала журавлей лягушками, теперь уже вся стая без опаски приближалась к девочке. Странную картину можно было увидеть после рассвета. Счастливая девочка в окружении солидных, белоснежных птиц. Но всё хорошее проходит, и птицам свойственно улетать на юг. Аня чувствовала это, и её глаза, вместо радости, излучали смертную тоску. В один из последних дней октября, Аня подсела к самому первому журавлю.
- Беляш, возьмите меня с собой. Мне тут не нравится. - Девочка уже давно называла каждую птицу по имени.
Беляш грустно склонил голову.
- Почему нет? Я не могу больше, возьмите меня с собой. Я же одна из вас, - из девчачьих глаз вот-вот были готовы брызнуть слёзы.
Журавль печально посмотрел на плачущую девочку, щёлкнул клювом и подсел поближе.
- Ну не сейчас, ну на следующий год можно с вами? Ведь можно? - Слёзы текли по щекам, падая на куртку, расплывались мокрыми кляксами.
Птица утвердительно качнула головой.
- Жаль что не сейчас, ну хотя бы потом, - Покрасневшее лицо Ани снова стало радостным.
Через два дня журавли улетели. Аня долго махала им вслед, на что птицы отвечали дружными криками, сливавшимися в какую-то безумно красивую песню.
- Я улечу с вами в следующий раз, мы договорились, и вообще мы отлично ладим! - Застегнув молнию на куртке, девочка отправилась домой.
- Весной я буду каждый день ждать вас на рассвете. Не хочу пропустить ваше появление! - Аня возбуждённо обсуждала грандиозные планы на следующий год,
Аня покинула сопку, теперь уже до весны.
Миша сидел рядом с больничной палатой. Суровая медсестра сразу же объяснила:
- Посещения только с 16:00 до 17:00. Не больше 20 минут, и не утомляй пациентку, она очень больна.
На часах было 16:15, когда Посетитель вошёл в палату. Бледная, исхудавшая девочка лежала в кровати. В руку была воткнута иголка с трубкой, идущей к капельнице.
- Привет Миша! - Аня была рада видеть кого-то из ребят, до этого её навещали только воспитательницы из детдома.
- Привет. Я вот тебе йогурт принёс, мандарины. Сегодня новый год.
- Жаль, меня не отпустили ко всем, - прошептала девочка, - но всё равно спасибо что зашёл, мне очень приятно.
- Да ладно тебе, - парень даже немного покраснел, - всё будет нормально, тебя через неделю отпустят обратно к нам. Кстати, я как-то видел тебя на сопке. Как это ты с птицами разговаривала?
Аня улыбнулась.
- Да вот, немного заботы и тебя полюбят. Кстати, весной я наконец улечу отсюда. Беляш обещал забрать меня с собой. А он не врёт, птицы вообще не врут. Не то что люди. - Лицо девочки помрачнело.
Миша отвёл глаза от собеседницы.
- Ну почему сразу врут, не врёт никто. Кстати, вот тебе картинки, все ребята из детдома рисовали. Красиво, да? - Миша протянул подруге стопку акварельных рисунков. Потом немного потоптался на месте, и достал из внутреннего кармана свернутый в трубочку листок. - Это тебе - рисовал по памяти. - На рисунке была удивительно похожая сама на себя Аня, в окружении стаи журавлей.
- Спасибо. Очень красиво, ты отличный парень. Хочешь я познакомлю тебя с журавлями? Весной?
- Конечно хочу! - Глаза мальчика загорелись от такой перспективы. - Кто ж не хочет!
- Отлично, ты им обязательно понравишься, - Аня довольно улыбалась.
В палату вошла медсестра.
- Так, посетители на выход! Да-да, я тебе говорю. - Мише указали на дверь.
- Ну ладно, Анька, увидимся! Не забудь про обещание!
- Не забуду. До встречи!
Вслед за Мишей ушла и сестра. Палата опустела. Аня шумно выдохнула, закашлялась и провалилась в забытье.
Заведующий больницей доктор Константинов сидел у себя в кабинете и пил спирт. В дверь постучались.
- Войдите, - хмуро буркнул эскулап.
- Сашка, девчёнке совсем плохо. Она так долго не протянет, надо срочно везти в Москву. Кровь уже переливали, нужен донор костного мозга.
Александр хмуро уставился на сестру.
- Знаю, Тань, знаю. Звонил в Мурманск, в Москву. Хрен - говорят! Нету доноров, нету денег. На операцию знаешь сколько надо? 470 000! Да у нас отродясь таких деньжищь не бывало. - Главврач от души выматерился и хлопнул очередную дозу спирта.
- Давно у меня такого хренового Нового года не было, уже лет четырнадцать как. - До праздника оставались считаные часы.
- Саш, ну ищи спонсоров. Может кто поможет, есть ещё добрые люди в стране. Я в газете читала, - Татьяна расстроилась ничуть не меньше главного.
- Угу. Газеты, спонсоры. Всё перепробовал, новый год уже. Всюду задница. Полная.
- Ну посмотри, может возможно ещё что-то сделать. Ребёнок всё-таки, жалко.
- Попробуем. Мать твою, не лезет в меня больше спирт, пойду посплю. - Главный побрёл в сторону свободной палаты.
- Хрен с ним с президентом, и с телевизором. Пойду пожалуй тоже, - хлопнув, на ход ноги, 150 спирта, Татьяна пошла в другую свободную палату. Куранты пробили двенадцать раз. Начинался новый год.
Весна. Каждое утро на сопке появлялся грустный мальчишка и бледная, абсолютно истощённая девочка в инвалидной коляске. Они почти не разговаривали, девочка просто сидела, и не отрываясь смотрела на горизонт.
Деньги всё-таки нашли, пусть не так много - но на операцию хватило. Миша добровольно согласился стать донором, и Аня вроде бы пошла на поправку. Месяц назад она приехала из Москвы. И с тех пор, каждое утро проводила на сопке.
- Ань, может хватит? - Парень не мог без содрогания смотреть на измученую подругу. - Поехали в больницу, вдруг тебе хуже станет.
Девчушка отрицательно мотнула головой. Каждое движение заставляло её использовать все силы организма.
- Они прилетят. Они обещали, они... Прилетят... - Девочка ещё немного помолчала и заснула прямо в коляске.
Пять дней спустя Аня уже не ездила на сопку. Она лежала в пустой палате, а Миша каждый день навещал подругу. Подолгу что-то говорил, пару раз даже заплакал.
Досидев до полуночи, он вернулся в детдом.
На следующее утро невыспавшийся парень, с бледным лицом, как обычно - пошёл в больницу. Дверь палаты была открыта, единственная койка пустовала.
В голову полезли самые худшие мысли.
- Может опять в Москву, хоть бы в Москву. Быстрее поправится. - Миша что то бормотал себе под нос, предчуствуя недоброе. В палату зашла Татьяна. По её лицу сразу всё стало понятно. Сестра подошла к мальчику и обняла его.
- Знаешь, жизнь хреновая штука. Я давно это поняла.
- Теперь ей хотя бы не так больно. Там, на небесах. - Миша прижался к белому, пропахшему спиртом халату и заплакал.
Аню похоронили на самой вершине сопки. Простенький, деревянный крест с датой рождения венчал скромную могилку. Канцелярской кнопкой к кресту был приколот тот самый рисунок: девочка, со счастливой улыбкой, и большие красивые птицы.
Через два дня Миша пошёл на сопку, ещё издали он услышал знакомые крики, полные скорби.
Вокруг могилы сидели журавли. На замшелых камнях, закрывавших свежую горку земли, лежали два подвявших, но всё ещё великолепных подсолнуха. Миша приблизился, но птицы так и не шелохнулись. Они продолжали горланить какую-то незнакомую мелодию. Через час, журавли, все как один взмыли в небо, и отправились на запад.
Каждый год в начале мая на сопке творятся удивительные вещи. Стая белоснежных птиц на несколько часов собирается вокруг безымянной могилы. Словно скорбят.
А после - взмывают в небо. В их взглядах - ясно читается фраза: Прости, Аня, мы больше никогда не опоздаем...
Сцинк: 3 baron Alex von L: 2.5 Gorhur: 2
КОММЕНТАРИИ:
| | Дата: 05.06.2007 19:18 В общем-то, как я помню, мы про этот рассказ поговорили уже...
Тут в комментах lakris отписался, что эпизод с главврачом - не то. Ну а мне вот именно тот эпизод из всего рассказа только и понравился.
В общем, для меня - на три. И пусть те, кто против, напоят меня ядом и убьют об стену. |
|
| | Дата: 07.06.2007 02:14 КИТЧ - (кич) (нем. Kitsch), дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.
Может быть какая-нибудь эмодевочка и прольет привычно слезу над этим рассказом, но у меня он кроме смеха ничего не вызывает. То есть сначала смешно, а потом очень грустно от того, что такие вещи можно писать всерьез.
Если же автор ставил целью намеренно написать китч, то он должен был дать понять это читателю, расставить в тексте маячки. Вот, например, фильм Тарантино «Убить Билла» целиком собран из штампов поп-культуры. Автор намеренно снимает китч, не скрывает это от зрителя, но при этом, делает еще и зрелищный фильм. А здесь - заунывный рассказ, похожий на застарелую зубную боль, где после первой трети уже ясно, чем все закончится.
Если бы только автор в тексте дал понять, что он стебется, поставил бы высокую оценку, а так 2,5. |
|
| | Дата: 08.06.2007 07:29 Приветствую:-)
Ну, поехали?:-)
Рецензировать такие вещи достаточно сложно. Ибо эмоции неохотно поддаются анализу. А весь рассказ построен именно на этом.
Пейсы Змейса, мы, критики, тоже люди, хотя, похоже, у вас на сей счёт есть глубокие сомнения:-) Мы тоже чувствуем и сопереживаем. Другое дело, что нам приходится отставлять в сторону эмоции во время написания рецензий. Иначе запросто можно скатиться к уровню "+500", "Пиши ещё", и т.д. Не думаю, что от нас ждут именно этого:-)
Так вот, говоря объективно и беспристрастно - рассказ не представляет из себя ничего выдающегося. Сюжет - на уровне мыльных опер, герои - оттуда же, картонные насквозь. Плюс ко всему, девочка и её рыцарь говорят порой не по возрасту взросло - что лично меня сильно раздражает.
Финал - убивает. Наивная до пошлости фраза, вложенная в клювы журавлей: "Прости, Аня, мы больше никогда не опоздаем..." - вызывает дрожь. УЖЕ опоздали. И будущего у их подруги человека УЖЕ нет. Ей УЖЕ неважно, опоздают они или нет в следующий раз.
Стиль и язык - излишне мелодраматичны. Такого рода истории не нуждаются в усилении эффекта при помощи красивых и жалостливых фраз. По нерву и душе бьёт сама фактура, и этого более чем достаточно. А, накладывая поверх этого стенания в авторском тексте, получаем масло масленое.
С данной точки зрения наиболее удачен отрывок с главврачом и медсестрой. Суховато, жёстко, без сантиментов практически. То, что нужно. Такие факты самодостаточны. Разве что можно было обойтись без выпивки. Это необязательный элемент. И не очень верится в то, что за четырнадцать лет главврач впервые сталкивается с такой ситуацией.
И если бы в таком - как я понимаю, исконно твоём - стиле был выдержан весь рассказ, то он от этого много выиграл бы! |
|
| | Дата: 08.06.2007 07:30 Атмосфера... Понимаешь, люди, которым ещё нет двадцати (или всего чуть-чуть больше) скажут, что она есть, и она великолепна. Ибо у них восприятие мира всё ещё в значительной степени сверх-эмоциональное, и перебор с мелодраматикой они попросту могут не заметить.
Люди постарше, скорее всего, поморщатся - слёзовыжималка, мол.
И те, и другие, будут по-своему правы. Каждый со своей точки зрения.
Так вот, с объективной точки зрения - это два. Из действительно сильной, жизненной истории, которая, написанная простыми словами, без перебора, способна пробить даже самую толстую корку на самом очерствевшем сердце, ты сделал кусок банальной мыльной оперы. Первый кусок - общение с журавлями - ещё более-менее ничего. Всё остальное (за исключением диалога "главврач - медсестра") - жуткий пересол. Самое страшное, что можно сделать с такими сюжетами - превратить их в затёртые клише из сериалов.
Понимаешь, с такими сюжетами надо обращаться крайне бережно. Неверное слово, интонация - и всё, пиши пропало. Чувство меры здесь важно, как нигде.
Есть такая вещь - "Чёрная книга Арды". Она тоже на эмоциях построена. Весь текст пронизан чувством неизбежной потери и скорби по ней. Как у тебя, но - прости и не обижайся - на куда более высоком уровне исполнения. Раньше, когда мне было лет девятнадцать-двадцать, я запоем читал и перечитывал её. Мне нравилось всё.
Недавно перечитал ещё раз. И обнаружил, что прежнего сопереживания уже нет. Отдельные места по-прежнему встают перед глазами и струны души звучат. Но всё целиком... уже нет. Возраст не тот (помнишь, я говорил об этом в абзаце про атмосферу?). Пришло осознание - этой книге порой не хватает логичности. И слишком высокий эмоциональный фон сохраняется практически на всём протяжении повести.
В общем, увы, но два. Удачи тебе. |
|
| | Дата: 23.05.2007 16:30 Тронуло. Больше нечего сказать. Спасибо. 15+ |
|
| | Дата: 23.05.2007 23:38 афигееть... 100+
вопрос: откуда вдохновение брал???? |
|
| | Дата: 23.05.2007 23:40 ведь неспроста... такое не пошется "от балды"
"Прости, Аня, мы больше никогда не опоздаем..."
в этих строках читается состояние души автора... |
|
| | Дата: 23.05.2007 23:42 "<...> Каждый год в начале мая на сопке творятся удивительные вещи. Стая белоснежных птиц на несколько часов собирается вокруг безымянной могилы. Словно скорбят.
А после - взмывают в небо. В их взглядах - ясно читается фраза: Прости, Аня, мы больше никогда не опоздаем..."
--------------------------------------------------------------------------------
зачОт полюбому |
|
| | Дата: 24.05.2007 02:25 не люблю произведения, которые давят на эмоциональном уровне.
когда начал читать, как-то сама всплыла Чайка Баха в голове. какая лёгкость и странные неземные мысли вначале. оценивать не умею, дочитал с удовольствием. только часть с главврачом, немного не то. итак всё понятно.
а пишу, потому что хотел спросил географов, разве рядом с Белым морем есть лягушки? |
|
| | Дата: 24.05.2007 17:56 2lakris
Бурая лягушка встречается вплоть до северного побережья белого моря ) Под мурманском например |
|
| | Дата: 25.05.2007 17:08 Пейсы Змейса
для меня побежерье Белого моря - это сплошной лёд. вот такая я темнота :) |
|
| | Дата: 25.05.2007 17:10 очень тронуло 100+
Но ведь это неспроста так пишется |
|
| | Дата: 05.06.2007 05:23 Заплакал. Автор - спасибо огромное. |
|
| | Дата: 05.06.2007 17:00 Спасибо. |
|
| | Дата: 06.06.2007 03:25 > Тут в комментах lakris отписался, что эпизод с главврачом - не то. Ну а мне вот именно тот эпизод из всего рассказа только и понравился.
Не хочу показаться говнистым, но именно в эпизоде с врачом хоть как-то прослеживается мой стиль написания.. Какой-то приземлённый что-ли, простой такой, вроде надписи на заборе. |
|
| | Дата: 06.06.2007 03:27 + с оценкой вполне согласен. Ибо - ничего нового, ярких героев нету, сюжета собственно тоже. А вообще мы говорили с тобой, для чего это написано.. Скажу для остальных - Обосрёте, не обосрёте - ваше право. Этот рассказ - для людей. Живых, чувствующих. Абсолютно не для критиков. Вообще никак :) |
|
| | Дата: 06.06.2007 22:24 Пейсы Змейса:
А и не надо писать для критиков:-) Мы - это, так сказать, побочное явление:-) Паразиты, можно сказать - вами и плодами ваших трудов питаемся:-) Впрочем, и вам от нас порой тоже польза бывает:-) В общем, симбиоз, как ни крути:-)
Писать надо в первую очередь для себя. Когда вы что-то пишете, вкладывая в произведение себя, свою душу, переживания, убеждения - то хоть на капельку, но лучше начинаете разбираться в том, что вы есть. А это каждому только на пользу.
Ну, и об****ть - это не наш стиль:-) Не знаю, как там в других местах, а в Литклубе мы такими вещами прилюдно не занимаемся:-) Стесняемся, знаете ли:-) Советское воспитание не позволяет:-) |
|
| | Дата: 07.06.2007 00:48 Да я просто удивлён что меня ещё не назвали сопливым эмо ) |
|
| | Дата: 07.06.2007 02:16 2 Пейсы Змейса
Ну вот я назвал. |
|
| | Дата: 07.06.2007 11:44 > Ну вот я назвал.
Наконец-то! Гармония вернулась в мой мир |
|
| | Дата: 23.07.2007 18:48 Это самый реальный рассказ потому что таких по жизнм очень много и пасибо автору что он написал этот рассказ |
|
|